Согласно ведической ортодоксии, три системы провозглашены еретическими, и в их решительно антиведической позиции нет никакого сомнения. Сюда входят: 

  1. материалистическая философия, называемая локаята, чарвака или бархаспатья
  2. различные философские взгляды, претендующие по меньшей мере на формальную принадлежность к учению Будды и отсюда обычно считающиеся буддийскими; 
  3. другое вероучение – философия — по-видимому, более древнее, чем буддизм,— называемое джайнизм; название происходит от слова джина, «победитель», то есть тот, кто, как предполагается, достиг полной власти над собой посредством покорения своих чувств.

Затем шесть систем считаются ведическими, к ним относятся: 

 

  1. пурва-миманса; 
  2. веданта, дословно «конец Вед», также называемая уттара-миманса; 
  3. санкхья, подлинное значение названия и происхож­дение системы точно не известны; 
  4. йога, хотя она занимается практическими вопросами, а не собственно философской теорией; 
  5. ньяя, система, первоначально занимавшаяся в основном методологией полемики и вопросами, связанными с логикой, и 
  6. вайшешика, система, занимавшаяся прежде всего основными категориями действительности, например, материей, качеством, всеобщностью и т. д.

 

Авторитет Вед имеет решающее значение только в двух системах из перечисленных шести, а именно в мимансе и веданте. Однако нам следует рассмотреть так называемую ведическую ортодоксальность, приписываемую и четырем остальным системам. Первый вопрос заключается в следующем: что такое Веды, отношение к авторитету которых по традиции считалось столь важным в индийской философии?

Веда дословно значит «знание». Для ортодокса Веда означает высшее, священное знание, откровение. В прямом смысле это слово является символом большого количества литературных произведений, которые создавались в течение не менее чем двух тысячелетий.